Как правильно начать работать с Китаем
Довольно часто про партнеров из Китая можно услышать немало негативных отзывов, якобы Китай является настоящей страной рисков и поэтому доля фиктивных сделок, особенно с иностранцами, в Поднебесной очень велика. По этой причине очень многие отечественные предприниматели даже не интересуются, как начать работать с Китаем.
Их предпочтение традиционно отдается европейским и американским поставщикам, с которыми можно заочно заключить контракт по факсу, заказывать товар по интернету и быть уверенным в качестве продукции.
Но все же Китай, как производитель всевозможной продукции, по-прежнему занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Китайские товары выгодно отличаются ценой от европейской продукции, за последние годы заметно подтянулось и их качество. Известные мировые корпорации строят в Китае свои заводы, также нередки случаи, когда китайский товар выдается за «сделанный в США или Европе» путем его переупаковки недобросовестными поставщиками.
На самом же деле многие успешные предприниматели ведут бизнес именно с Китаем, просто они имеет свою специфику. Как говорил один известный киногерой: Восток – дело тонкое. Просто к построению отношений с партнерами из Китая нужно подходить правильно.
Как начать работать с Китаем: основные этапы подготовки сотрудничества
Во-первых, необходимо заняться поисками поставщиков продукции. Искать можно различными путями – в интернете, например, на таких крупных площадках, как made-in-china.com, aliexpress.com и alibaba.com.
Одним интернетом ограниваться не стоит. Можно посетить несколько специализированных выставок в самом Китае, участие в которых принимают не торговые компании, а непосредственно производители продукции. Также для поиска поставщиков можно использовать отраслевые справочники и другую информацию с доступных источников.
Следующий этап касается выбора конкретного поставщика необходимых товаров. В огромном Китае их сотни, а то и тысячи. Однако к этому этапу стоит отнестись со всей ответственностью, так как от него зависит дальнейшая судьба бизнеса. Выбирая партнера можно воспользоваться отраслевыми рейтингами и интернет-ресурсами потребительского доверия, а также рекомендациями партнеров, имеющихся в Китае.
После выбора 3-5 наиболее перспективных из них, необходимо отправиться к ним «в гости»: познакомиться с менеджментом и ознакомиться с регистрационными документами, посмотреть на каком уровне налажено производство, взять несколько образцов продукции и т.п.
Оптимальный вариант – это работать с двумя партнерами, так как иметь альтернативу никогда не помешает. Кроме того, можно отслеживать динамику цен на товар, а также в случае необходимости всегда можно сделать крупный заказ.
После того, как предприниматель определился с партнерами, можно приступать к заключению контракта. Многие бизнесмены не знают, как работать с Китаем так, чтобы избежать обмана.
Частая ошибка многих – это оплата по инвойсам (счет-фактура). В этом винить предприниматели могут только себя, так как, не имея контракта, многие китайцы пользуются возможностью обмануть. Контракт заключать необходимо, так как это единственная защита договоренностей с партнером. Дополнительной гарантией соблюдения обязательств по контракту может обеспечить его заверение в торгово-промышленной палате по месту нахождения производителя.
Заключительный этап – это проверка количества и качества продукции перед отгрузкой. Самому заниматься данной процедурой абсолютно невыгодно – можно только потерять время и деньги. Лучше сразу оплатить услуги сюрвейерской или консалтинговой компании, расположенных в Китае. Но, пожалуй, самым важным фактором успешного и взаимовыгодного сотрудничества является создание крепких межличностных отношений с китайским поставщиком.